Анонсы событий на ближайшее время
Сергей Пестов:
«Русское боевое искусство - неотъемлемая часть культуры нашей государственности»
Главная » Статьи и информация » О качестве тренировочного процесса С.Пестов

О качестве тренировочного процесса С.Пестов

Люди впервые приходящие на тренировки по рукопашному бою, а в некоторых случаях на протяжении достаточно длительного времени, зачастую не могут (или не хотят) понять значение тренировочного процесса. Выражается это часто в том, что человек во время тренировки при изучении нового технического действия все время куда-то спешит. Вместо того, что бы разобраться с новым движением, понять его сущность и форму, а вместе с ними цель выполняемого действия, он пытается быстрее заучить, как ему представляется прием. При этом, создавая себе, ложное представление о том, что чем быстрее он выполнит техническое действие, тем лучше у него получится в реальной ситуации.

Позволю Вас огорчить. Не получится. Более того, не просто лучше не получится, не получится совсем.Давайте попробуем узнать почему.

Движения человека подчиняются законам механики. Изучением механических свойств живого организма занимается биомеханика. В биомеханике есть понятие локомоции организма.

Локомоции – это совокупность согласованных движений человека, вызывающих активное перемещение его тела в пространстве. Другими словами, движения осуществляемые с преодолением сопротивления при активном взаимодействии с окружающей средой. Результатом этих движений является сокращение скелетных мышц обеспечивающих поддержание позы человека и перемещение его частей тела, или всего тела в пространстве находящегося в постоянной борьбе с земной гравитацией.

В рукопашном бою к земной гравитации добавляется еще и сопротивление тела противника. У человека движения контролируются со стороны его центральной нервной системы (ЦНС), которая направляет деятельность органов движения на выполнение той или иной задачи реализуемой в последовательных мышечных сокращениях. Эту форму двигательной активности называют двигательной реакцией, а согласованную деятельность мышечных групп при осуществлении двигательного акта координацией движений.

Двигательные реакции бывают простые и сложные. К простым двигательным реакциям относятся, например отдергивание руки от горячего предмета, или жестикуляция во время беседы. Такие движения не требуют поэлементной сознательной регуляции мышечных групп со стороны ЦНС. Точная согласованность мышечных групп (координация) необходимы для осуществления сложных движений, в которых участвуют многие суставы опорно-двигательного аппарата (ОДА) обеспечивающие перемещение тела в пространстве. К таким двигательным реакциям относятся ходьба, бег, прыжки и т.д.

К наиболее сложным двигательным реакциям относятся так называемые специальные движения. Это те движения, которые мы изучаем на тренировках. В формировании и исполнении таких движений участвуют все уровни нервной системы (спинной мозг, различные образования головного мозга, периферические нервы, а также опорно-двигательный аппарат непосредственный исполнитель движений).

Теперь поговорим о самом процессе производства сложных движений.

Как мы уже разобрались, механическое движение осуществляется посредством сокращения мышц. Мышцы это машины, преобразующие химическую энергию в механическую работу. Однако, мышцы это не только исполнительный двигательный аппарат, но еще и своеобразный орган чувств. В мышечном веретене и сухожилиях имеются специальные нервные окончания – рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней ЦНС.

Рецепторы – это датчики, преобразующие энергию раздражителя в электрохимический потенциал. Информация о раздражителе кодируется в виде импульсов и поступает в сенсорные структуры нервной системы, где подвергается раскодированию и анализу.

В результате между ЦНС и мышцами создается замкнутый цикл:

- Импульсы от различных образований ЦНС идущие по двигательным нервам вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют ЦНС о каждом элементе и моменте движения.

- Импульсы идущие от ЦНС к мышцам называются эфферентными. А обратную связь обеспечивают афферентные импульсы. Циклическая система связей обеспечивает точное управление движениями и их координацию.

Расстройство координации движений наступает вследствие прекращения потока афферентных импульсов в мозг. Таким образом, отсутствие информации о состоянии ОДА в каждый момент движения приводит к тому, что мозг теряет способность контролировать, оценивать характер движения и вносить поправки на всех этапах двигательного акта. И хотя эфферентные импульсы поступают из мозга в мышцы и вызывают их сокращение, процесс этот не контролируется и не регулируется, т.к. отсутствует обратная связь, без которой невозможно управление двигательными актами и выполнение точных и плавных движений.

К слову будет сказано, что именно на разрыве обратной связи в системе А.А. Кадочникова производится выведение из равновесия противника, посредством создания ложной точки опоры.

Большую роль в осуществлении двигательной реакции играют анализаторы и мозжечок.

Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений и участвует в пространственной и временной организации двигательного акта.

Вестибулярный анализатор (анализатор равновесия) взаимодействует с двигательным при изменении тела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию из окружающей среды, участвуют в ориентировки и коррекции двигательных реакций.

Мозжечок, участвующий в координации движений и распределении их во времени играет важную роль как сравнивающие устройство. Когда в двигательной коре принимается решение, о каком либо движении, то в мозжечок отправляется информация о природе и ожидаемых результатах этого движения. В мозжечке эта информация хранится и сличается с чувствительной импульсацией получаемой от рецепторов тела (зрительных, вестибулярных, суставно-мышечных и тактильных). Если сигналы поступающие в мозжечок в ходе двигательного акта свидетельствуют о том, что последний выполняется не правильно, то от мозжечка в мозговой ствол и в корковые двигательные центры посылаются импульсы, благодаря которым осуществляется необходимая коррекция. Таким образом, мозжечок корректирует двигательные реакции, иначе говоря, вносит в них необходимые поправки обеспечивая их точность.

Итак, непременными характеристиками обеспечивающими условия производства сложных двигательных реакций в человеческом организме, являются координация и точность, где:

Координация – это согласованная деятельность мышечных групп при осуществлении движения.

Точность – это результат коррекции двигательно-чувствительных зон коры головного мозга при достижении цели.

Координация и точность движения это критерии ловкости. Не силы и скорости, а именно ловкости.

Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Быстрота овладения новыми движениями зависит не от скорости его выполнения, а от точности поэлементного выполнения движения на каждом этапе целевого двигательного акта. Целевого, это значит движения, выполняемого с определенно поставленной целью.

Ведущая роль в постановке цели двигательной реакции принадлежит коре головного мозга (КГМ) в котором, как мы уже выяснили, двигательная и чувствительная зоны образуют единую систему, что позволяет точно выполнять движения, соотнося их с действующими на организм факторами окружающей среды.

Задачи и цель двигательного действия формируются мышлением, что в свою очередь определяет направленность внимания и усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия на выполнение задачи.

Таким образом, ловкость является результатом мыслительной деятельности.

А скорость это результат рефлекторной реакции организма. Простейших реакций нервной системы, возникающих в результате раздражения чувствительных, нервных и двигательных структур. Это область спинномозговых реакций. Именно там сидит зверь, не способный думать, но способный рвать, ломать и крушить. И развиваются скоростные качества специальными физическими упражнениями, выполняемыми за минимальный отрезок времени. Нагрузкой на мышцы, точнее на скорость мышечных сокращений. И никогда при изучении нового технического действия.

Что бы быть до конца последовательными, теперь поговорим о трудностях с которыми сталкивается ЦНС человека при управлении движениями:

Трудность первая. Преодоление огромного количества степеней свободы, которым перенасыщено наше тело, а точнее его костно-суставная система. Необходимость поиска нужных для реализации движения степеней свободы и блокировки избыточных.

Трудность вторая. Распределение внимания между сотнями видов подвижности и стройного согласования их между собой. Кортикальный контроль двигательных реакций.

Трудность третья. Задействование абсолютного большинства скелетных мышц при выполнении любого сложного движения. Для успешного совершения, какого либо движения необходимо участие двух групп мышц, одна из которых продвигает конечность к той точке в пространстве, которую необходимо достичь, а вторая прекращает это движение по достижении этой точки. Для этого мышечно-сухожильная система человека оснащена двойным набором мышц – мышц-антагонистов.

Эти трудности давно и детально были описаны в нейрофизиологических концепциях Н.А. Бернштейна.

Для того, чтобы преодолеть эти трудности при изучении нового движения, в котором тело обучаемого еще не участвовало, организму потребуется время для внесения необходимых поправок в процессе выполнения этого движения. А это возможно лишь на сознательном уровне, где скорость выполняемого действия позволяет внести эти поправки.

На основании вышеописанного сделаем несколько полезных выводов:

1. На больших скоростях коррекция по ходу движения невозможна, т.к. время необходимое для передачи сенсорной информации мозжечку, анализа этой информации и построения корректирующего движения гораздо дольше, чем длительность самого двигательного акта;

2. Информация о движении воспринимаемая только от зрительных рецепторов, по принципу «увидел – повторил», недостаточна для изучения этого движения. Соответственно представление о движении на сознательном уровне закладывается неправильное;

3. Для изучения нового движения необходимо задействовать, как можно больше органов чувств: зрительных, вестибулярных, мышечно-суставных, тактильных. Только тогда можно достичь высоких результатов координации и точности разучиваемого движения.

Механизм управления двигательными действиями человека на стадии формирования новых двигательных навыков был основан еще в 30-40-ых годах ХХ столетия Н.А. Бернштейном. Затем академик П.К. Анохин разработал теоретические положения о функциональной схеме, которые объясняют действие данного механизма.

В двух словах систему можно описать так:

При выполнении нового движения человек создает себе определенный образ будущего движения на основе его цели и содержания. По мере выполнения движения, происходит его сличение с программой управления, а так же осуществляются его последовательные коррекции.

Механизм управления позволяет выделить три следующих стадии формирования движениями:

Первая стадия – формируется общее представление о движении при участии мышц осуществляющих движение, мышц-антагонистов и других мышц, участие которых в освоении данного движения не требуется. Поэтому на данном этапе человек выполняет движение излишне напряженно, тем самым значительно снижая скорость его выполнения.

Вторая стадия – исчезает напряженность и возникает достаточно четкая мышечная координация при выполнении постоянных движений. Но движения пока не выполняются свободно и автоматизировано.

Третья стадия – используются реактивные силы, силы инерции, движения становятся более экономичными, их выполнение доводится до автоматизма.

На основании общих теоретических представлений о формировании движения в теории физического воспитания (для всех видов спорта) в процессе обучения выделяют три этапа.

Первый этап – начальное разучивание движения. Вырабатывается умение воспроизводить технику в общей, «грубой» форме. Второй этап – углубленное, детализированное разучивание движения. Третий этап – дальнейшее совершенствование двигательного навыка.

Итак, подведем некоторые итоги:

- Главная задача тренировочного процесса в рукопашном бою это развитие правильного двигательного навыка при физическом взаимодействии с противником.

- Правильно развить двигательный навык можно только на сознательном уровне при условии четко поставленной задачи и цели выполняемого двигательного акта.

- Повторяя новое техническое действие с каждым разом необходимо стремиться не к скорости его выполнения, а к новому качеству его формы.

- С каждым новым повторением движение должно становиться более точным, более размеренным по силе и амплитуде, в необходимой степени быстрым (более коротким по времени достижения цели), в соответствии с задачей, которая решается при выполнении данного двигательного акта.

- При работе в паре скорость выполняемых действий обоих партнеров должна быть одинаковой и рабочей. Рабочая скорость это та скорость, на которой оба напарника с каждым новым повторением технического действия достигают лучшего по результатам предыдущей работы качества.

- При постановке задачи необходимо мысленно представлять образ будущего движения. Стратегию и план этого движения. Выполняемое движение нужно программировать в своем сознании. Запоминать углы суставов при фиксации движения на каком либо этапе его выполнения, последовательность передачи импульса силы от сустава к суставу, расположение центра масс относительно площади опоры в каждый момент времени на протяжении всего двигательного акта.

Понять и принять это, значит встать на ступень достижения качества тренировочного процесса.